Ответ на этот вопрос лежит на поверхности.
И он звучит так: чтобы стать популярным и востребованным артистом!
А если артист уже является таковым, то чтобы это всё не потерять.
Ну и, естественно, для популярного артиста гастроли - это заработок. И весьма неплохой.
А если вы - не медийный, не популярный артист, то советую прочитать эту статью до конца.
Прежде, чем решиться сделать свой первый гастрольный тур, задумайтесь вот над чем.
Какую цель вы преследуете, решая организовать себе гастроли?
Если цель — окупить вложения и получить прибыль, то, скорее всего, не получится. Как минимум, в первый гастрольный год.
Прежде, чем начать зарабатывать концертами, или даже вообще окупаться, надо вкладывать в гастроли и силы, и средства. И не один раз. А планомерно.
Поверьте, записать на студии сто песен, поучаствовать в нескольких фестивалях, показаться два-три раза мельком на дециметровом канале ТВ — это не залог кассового успеха.
Даже если артисту после выступлений зрители обычно аплодируют стоя.
Такова правда жизни.
Вы можете быть известны в своём городе или в определённых музыкальных и околомузыкальных кругах. Но в других регионах вас просто не знают. И когда вы заявляете себя на афишах в другом городе и пишете: "Иван Петров с сольным концертом "Как прекрасен этот мир"", потенциальному зрителю это ни о чём не говорит. Каким бы замечательным артистом вы не были, люди просто не станут искать о вас информацию, чтобы принять решение - идти на ваш концерт или нет. Они посмотрят мельком на вашу афишу и пойдут дальше по своим делам.
- Что же делать?.. - спросите вы.
- Гастролировать! - отвечу я.
Да-да! Именно так! Чтобы регулярно зарабатывать афишными концертами, вам надо стать известным артистом "точечно", в конкретных городах. И чем в большем количестве городов вы станете известны, тем больше вероятность того, что в дальнейшем вы будете постоянно при концертах и заработке. Я уж не говорю о чувстве глубокого удовлетворения от того, что вы всегда будете заниматься любимым делом.
Однако, если вы решитесь на свои первые гастроли, то имейте ввиду, что ваш первый (да и второй тоже) гастрольный тур будет, скорее всего, рекламным. То есть, вы будете вкладывать деньги в себя, в свою будущую популярность, в своё творческое будущее.
Я вовсе не утверждаю, что на концерты вашего первого гастрольного тура зрители не придут по платным билетам. Наверняка, какое-то количество зрителей, всё-таки, купит билеты. Но уж если будет продано совсем мало, то чтобы не потерять город и возможность заработка в нём в будущем, просто необходимо перевести билеты в статус пригласительных и бесплатно их распространить. И отработать на полный зал. Тогда в следующий приезд продажи вам обеспечены с высокой долей вероятности. Это уже не раз проверено.
Задумайтесь. Сколько стоит, например, проплатить ротацию песни на одной из популярных радиостанций?
Кто не знает, в районе 3 000 000 рублей в месяц. Плюс-минус.
При этом, песня будет звучать от трёх до пяти раз в день, пусть даже в прайм-тайм, но исполнителя не будут объявлять и, уж тем более, рассказывать о его творчестве. А значит, песня, какой бы замечательной она ни была, просто потеряется среди хитов известных исполнителей.
Для сравнения.
Организация гастрольного тура по небольшим городам, состоящего из 10 концертов, обойдётся примерно в 270-300 тысяч (включая расходы на рекламу и мои услуги). При этом, на эти концерты могут придти порядка 4-5 тысяч зрителей, которые услышат не одну песню, а целую концертную программу. И наверняка большинство этих зрителей станут вашими поклонниками, которые с удовольствием будут посещать концерты и в ваши следующие приезды в эти города.
При минимальной стоимости билета, допустим, 400 рублей, не трудно посчитать будущие доходы.
При этом, представляете, сколько людей реально узнают о вас и вашем творчестве, если делать гастроли каждый сезон? А если делать 20-30 гастрольных концертов в сезон (40-60 в год)?
Если вы - артист, то важно понимать следующее:
- Во-первых, без концертов артисту никак нельзя. Это - аксиома!
И кстати, некоторые артисты стали популярны и востребованы именно благодаря тому, что активно гастролировали по городам и весям, будучи никому не известными. Примеров тому - масса. Группа "Садко", Стас Михайлов и т.д. Они пришли к аншлагам именно благодаря гастролям, начиная, практически с нуля.
Мой коллектив ВИА "Верные Сердца" до 2020 года давал до 120 концертов в год. Конечно, мы не стали всенародно популярными и уж очень востребованными, поскольку наш репертуар расчитан, всё-таки, на возрастную аудиторию. Да мы и не ставили перед собой цели добиться всенародного признания. Зато сейчас, когда мы едем на гастроли в какой-либо регион, у зрителя не возникает вопрос "А кто это?". В регионах нас знают и идут на наши концерты.
Я могу привести подобные примеры, связанные и с другими артистами, которым я делал гастроли.
- Во-вторых, размещая рекламу концертов в городах будущих гастролей, артист УЖЕ заявляет о себе. И сила эффекта зависит от наполнения пакета рекламы, на которое решится артист при подготовке гастролей.
Люди о вас узнАют и при определённом насыщении рекламной кампании, начнут вами интересоваться. Будут искать вас в Интернете, слушать ваши песни, смотреть ролики, подписываться на ваши аккаунты. И среди этих людей могут оказаться потенциальные заказчики ваших корпоративных или частных выступлений.
- В-третьих, если уж заявил концерт, надо работать при любом количестве проданных билетов. "Назвался груздём - полезай в кузов".
ОтмЕните концерт - больше в этот город никогда не приедете. А если приедете, то людей не соберёте. Факт!
- В-четвёртых, качественно отработанные концерты дают шанс артисту, что его в дальнейшем будут приглашать в эти города выступить на праздниках и мероприятиях. Естественно, за гонорар.
Более того, если артист классно отработает кассовый гастрольный концерт в каком-либо городе и завоюет сердца зрителей, то гастроли можно смело повторять через год-два. И люди придут! Особенно в малых городах.
Практика показывает, что в таких городах люди ходят на концерты по принципу "Знаю артиста - Не знаю артиста". И если вы понравитесь людям, то город будет ваш.
А это значит, что даже если вы не окупили свой первый кассовый концерт, вложенные в его организацию средства вернуть реально. Вопрос времени.
- И наконец, в-пятых. Советую продумать планомерные гастроли по регионам.
Например, в ближайший сезон (допустим, весной) взять и посетить с концертами одну-две области. В следующий сезон (осенью) - ещё одну-две. И так далее.
При этом, начиная с третьего-четвёртого сезона, повторять концерты в городах, где вы были год-два назад. И тем самым начать возвращать себе ранее вложенные средства.
Зачем всё это?
А чтобы сделать себе рекламу. Чтобы страна начала узнавать артиста. Чтобы вам начать зарабатывать концертами.
Если у вас нет возможности проплатить плотный график эфиров с вашим участием на центральных каналах ТВ и не так-то просто "раскрутиться" в Интернете, то как ещё набрать себе армию поклонников и стать популярным?
Помните поговорку: "Волка ноги кормят"?
И немного отдельно про соцсети.
Если у вас примерно 10-15... тысяч подписчиков в сетях, которые постоянно заваливают вас признаниями в любви к вашему творчеству и к вам лично, постоянно присылают восхищённые комментарии о том, какой вы прекрасный поэт и композитор, и какие у вас замечательные песни, то это ровным счётом ничего не значит в контексте вашего кассового успеха. Люди с удовольствием готовы слушать и смотреть вас в Интернете, но только единицы из них купят билет на ваш концерт. Да и то, если вы окажетесь с концертом в их городе.
Подумайте, устраивает вас лишь такая популярность в Интернете с перспективой всё время выступать перед зрителями с экранов гаджетов? Или, всё-таки, лучше "глаза в глаза", перед живыми людьми, которые прям перед вами будут устраивать вам овации и дарить живые цветы, а не сердечки и котиков "В Контакте"?
Да и вы сами будете получать от такого "живого" общения со зрителем ни с чем не сравнимое удовольствие!
Поэтому, если ваша цель не писать песни в стол, не выступать перед веб-камерой или зеркалом, а всё-таки показывать своё творчество зрителю, при этом увеличивая количество поклонников, количество заказов на выступления и, как следствие, гонорар, то — ОБЯЗАТЕЛЬНО НА ГАСТРОЛИ!
А я помогу сделать ваш концертный график весьма плотным!
Желаю успехов и аншлагов!